Часть 1. Пола Надельстерн.
Каждый, кто начинает заниматься лоскутным шитьем, выбирает для себя не только стиль работы, но и любимые техники и направления. Несмотря на то, что на сегодняшний день их существует огромное количество, выделяют всего два — традиционное (с использованием традиционных блоков) и арт-квилтинг (с использованием новейших приемов шитья. Это окрашивание ткани, принты, использование новых материалов и т.д.). Мне по душе оба этих направления, но сердце все-таки больше лежит к последнему. И может быть поэтому, вот уже много лет, бродя по бескрайним просторам интернета я каждый раз открываю для себя все новых и новых мастеров, чьи работы несомненно завораживают и оставляют незабываемое впечатление…
Итак, я бы хотела начать серию статей, рассказывающих об этих волшебниках, превращающих кусочки ткани в произведения искусства.
Но прежде чем рассказать вам об этом замечательном мастере, сначала как всегда немного истории.
P.S. Как всегда, свои комментарии, я буду выделять курсивом.
Историческая справка
Калейдоскоп – оптический прибор-игрушка в виде трубки, содержащей внутри три продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры.
Калейдоскоп был известен ещё с давних времен. В древнем Египте известен прообраз калейдоскопа. Египтяне с восхищением наблюдали за симметричными фигурами, возникающими во время движений танцоров между расставленными вкруговую отшлифованными плитами известняка. И только через много веков устройство для получения симметричных картинок с помощью зеркал назвали калейдоскопом.
Свое название «калейдоскоп» получил от греческого kalos – красивый, eidos – вид и skopeo – смотрю, наблюдаю. А в России калейдоскоп называли трубкой, “показывающей красивые виды”.
В России калейдоскоп появился в конце 18 века и изобрел его великий русский ученый М.В. Ломоносов, который восхищался красотой стекла и изучал различные способы его применения. Три его калейдоскопа в настоящее время хранятся в Эрмитаже. К сожалению, изобретение Ломоносова не было запатентовано, т.к. закон о патентах был принят в России только в 1812 году.
Считается, что калейдоскоп изобрел английский физик Дэвид Брюстер в 1816 году. Во время своих экспериментов по поляризации света Брюстер обратил внимание, что осколки стекла, помещенные в трубу с зеркалами, создают чудесные симметричные узоры, отражаясь в зеркалах. Узор менялся в зависимости от того, под каким углом зеркала располагались друг к другу, а также от того, какое количество зеркал использовалось.
После публикации «Трактата о калейдоскопе», написанного Дэвидом Брюстером, изобретение стало чрезвычайно популярным, хотя в начале своего существования он использовался как научный прибор. Позднее американский оптик Чарлз Буш вносил усовершенствования в устройство калейдоскопа и разработал, так называемый, «калейдоскоп для гостиной». Который начали производить тысячами. Калейдоскоп представлял собой черный продолговатый цилиндр, поставленный на деревянный штатив. Цилиндр мог поворачиваться на 360 градусов, и имел на конце медный барабан со спицами, за которые этот барабан можно было вращать.
Барабан был самой примечательной деталью в калейдоскопе Буша. В нем располагались стекляшки: их было 35 штук, и треть из них была заполнена жидкостью. Внутри жидкости плавали воздушные пузырьки, которые продолжали двигаться даже после того, как барабан останавливали. Все стекляшки имели блестящие, хорошо подобранные друг к другу цвета и создавали узоры, недоступные ни одному другому калейдоскопу 19 века. Буш получил несколько патентов с 1873 по 1874 год. Первый – на герметичные ампулы, заполненные жидкостью, второй – на устройство по замене стеклышек в барабане, что делало барабан устройством многоразового использования; третий – на использование цветного колеса в качестве фона для картинок; четвертый – на четырехногий деревянный штатив, который мог сниматься и делал калейдоскоп легко переносимым устройством. Калейдоскопом сразу увлеклась вся Европа.
Почти сразу же после изобретения устройства началось практическое применение калейдоскопа. Им пользовались художники, создававшие декоративные узоры для тканей, обоев или ковров. Особенно значительные успехи в составлении узоров для тканей с помощью необычного инструмента приходятся на конец 19 и начало 20 веков. «Калейдоскопные» мотивы встречаются в работах русских и западно-европейских художников.
Читая предыдущие абзацы, вы наверняка недоуменно спрашивали, какое отношение калейдоскоп имеет к лоскутному шитью? И зачем такой длинный экскурс в историю? Дело все в том, что моя первая статья будет посвящена одному из уникальных мастеров лоскутного шитья – Поле Надельстерн. Она безукоризненно владеет цветом, чувствует ткань и создает квилты-калейдоскопы, что смотря на них, я иногда задаю себе вопрос: «Это все безумно красиво, но боже мой, как это сшито?»
Итак…
Пола Надельстерн
Историческая справка: Швейная машина Зингер Фиверуэйт (Singer Featherweight) — модель портативной швейной машины, выпускаемой компанией Зингер с 1933 по 1964 года, весившая всего лишь 11 фунтов (около 5 кг) (именно поэтому у нее такое название «featherweight» – легкий как пушинка). Оказалось, что она является идеальной швейной машиной для квилтеров, а также преподавания швейного дела.
Можно сказать, что характерный стиль Полы сформировался в тот момент, когда она увидела ткань в одном из дорогих магазинов, которая так и искушала ее потратить часть семейного бюджета.
«Я без преувеличения ходила вокруг нее часами», – говорит она. «После многих лет создания «сладких» картинок, выполненных при помощи аппликации и вышивки, я нарисовала двусторонний симметричный мотив из ткани, купленной в этом магазине. Так, появился мой первый блок-калейдоскоп. Находить взаимосвязь между различными кусочками ткани стало для меня предметом страсти. Я разработала способ не только выкраивания необходимых элементов из ткани, используя при этом прозрачный шаблон, на который наносятся основные фрагменты узора, но и возможность сборки крошечных элементов неправильной формы. Всем известно, что узоры в калейдоскопе следуют один за другим, так и мои квилты, следуют один за другим» – говорит Пола.
На сегодняшний день в ее Галерее представлено 33 квилта-калейдоскопа. Но почему именно квилты-калейдоскопы, спросите вы? Лично для меня — за этим словом таится нечто магическое, заставляющее каждый раз удивлять и с замиранием сердца рассматривать уникальный и никогда не повторяющийся рисунок, созданный кусочками разноцветного стекла. Так и для Полы…
«…Моя цель — гармонично интегрировать идею калейдоскопа при помощи материалов, доступных в лоскутном шитье. Я пытаюсь уйти от общепринятых канонов в лоскутном шитье, выискивая особенности, для того чтобы создать имитацию непрерывного рисунка, которую можно увидеть в каждом узоре калейдоскопа».
Вот, что говорит Пола о своей технике:
«…Несмотря на то, что моя техника основана на традиционных методах, я полностью игнорирую долевую нить при раскрое. Это не традиционный подход, таково мое ощущение», – говорит она.
Действительно, она пытается уйти от традиционного способа применения ткани в лоскутном шитье, пытаясь связывать элементы блока между собой повторяющимся рисунком на ткани, создавая эффект калейдоскопа и скрывая таким образом линии швов. Для иллюстрации, приведу несколько примеров, из последней книги Полы «Puzzle Quilts».
Не правда ли, все узоры красивы и каждый из них имитирует эффект-калейдоскопа? «Красивые ткани и не более», – возразят другие. Но на самом деле, если присмотреться к каждому блоку повнимательнее, вы увидите, что каждый из них сшит из треугольников и квадратиков, образующих всем известные традиционные лоскутные блоки! См. ниже.
Можно сделать вывод о том, что эффект калейдоскопа можно достичь только при правильном применении и подборе ткани. И Пола права в том, что необходимо особое видение, чтобы углядеть в разнообразии рисунков на ткани такую симметрию!
У каждого мастера есть свое рабочее место, где он создает свои квилты. Вот как Пола описывает свое рабочее место:
«Мое рабочее место — это сорока двух дюймовый кухонный стол. Мой привередливый муж выделил в гостиной место под гладильную доску и обеденный стол под мою швейную машинку. Ткань можно найти по всей квартире: новая ткань «спит» под кроватью, роскошные ткани — в гостиной, кусочки замши — прячутся в индийском сундуке. Платяной шкаф хранит множество прозрачных коробок с тканью, отсортированной по цвету среди бесчисленного количества ниток и бисера. В начале моей работы, я раскладываю все что мне необходимо на кровати, сортируя и отсеивая ненужные кусочки до тех пор, пока не подберу нужную палитру. Я приношу все мои находки на кухню где они собираются в непослушную кипу. Я верю, что вклад мастера в работу это прежде всего, трудный для понимания обычным людям, подбор тканей. Возможные комбинации ткани, улавливаемые мои взглядом — нетрадиционны».
Смотря на работы Полы, вы наверняка думаете, что Пола – идеальная швея и все ее швы идеально ровны и сходятся в нужных точках. Но это не так. Вот что она сама говорит по этому поводу:
«На самом деле я не очень хорошо шью… В независимости от того, как сильно я стараюсь, мои швы никогда не сходятся и один край каждого квилта более волнистый, чем другие. Вопреки всему, я никак не могу дождаться того момента, когда начну работу над новым квилтом».
Кроме того, что Пола шьет квилты, проводит обучающие занятия и пишет книги (кстати она говорит, что это одно из самых ее не любимых занятий), она является дизайнером тканей. Так, например ее дизайн можно увидеть в тканях фирмы «Benartex».
«… При создании дизайна ткани, я делаю основные акценты на деталях и не беру в расчет ее общий вид, дизайн. Поэтому, я не уверена, что могу создавать привлекательную, товарного вида ткань. Я, специально оставляю лоскуты моей любимой ткани в одном из офисов компании «Benartex» и даю небольшие мастер-классы дизайнерам ткани для того, чтобы они поняли важность симметричного рисунка на ткани. И они начинают верить, что создание иллюзии симметрии – не приемлемо. Ведь для того, чтобы создать эффект калейдоскопа, необходимо наличие безукоризненного зеркального узора на ткани…»
Жаль, что мастера и любители лоскутного шитья никак не могут повлиять на нашу легкую промышленность, выпускающую сотни километров ткани с крупным рисунком! Сейчас на сайте Полы представлено пять коллекций ткани:
Она не только создает новые квилты, пишет книги и разрабатывает новые коллекции тканей, но и преподает. Более подробно о ее работах, коллекциях, мастер-классах, вы сможете узнать на ее сайте: [www.paulanadelstern.com}(http://www.paulanadelstern.com/).
Итак, каждый мастер лоскутного шитья находит свои техники и приемы, при помощи которых знакомит со своим внутренним миром. И каждый раз смотря на работы этого удивительного мастера я не перестаю удивляться тем безграничным возможностям, которые обладают маленькие кусочки материи.
Литература:
При написании статьи использовались фотографии и материалы с сайтов:
- История калейдоскопа
- Статья из Википедии
- Сайт Полы Надельстерн
- Книга «Puzzle Quilts» Полы Надельстерн
- Профайл Полы на сайте Planet Patchwork
Приятного вам шитья!